Ценность
и значение денег дети постигают постепенно. Они с малых лет наблюдают за
поведением родителей и слушают их разговоры. Но лучше не пускать подобные вещи
на самотек, а попытаться объяснить ребенку важность бережного отношения к
деньгам. Эти знания не только помогут ему в будущем, но и упростят ваши
взаимоотношения в настоящий момент. Получив отказ на просьбу купить игрушку или
сладости, малыш перестанет обижаться, а поймет, почему в тот или иной момент вы
не готовы удовлетворить его просьбу. Ему будет не так обидно. Вдобавок он
начнет прислушиваться к вашим чувствам и проблемам, что стремительно сократит
число конфликтных ситуаций между вами.
Интерес
к деньгам появляется у детей около 3-4
лет. В это время в них пробуждается первое желание обладать монетками и
бумажками, смысл которых они еще не до конца понимают. Таким малышам можно в
упрощенной форме рассказать, что деньги нужны для покупки продуктов и товаров.
Этой информации им будет вполне достаточно.
В
5-7 лет дети готовы воспринимать уже более сложные конструкции, они могут
контролировать свое поведение и обдумывать свои желания.
Начните
с наводящих вопросов: спросите ребенка о том, что, по его мнению, собой
представляют деньги и зачем они нужны. Конечно, скорее всего он ответит «чтобы
покупать игрушки, одежду, сладости или еще что-то». Согласитесь с ребенком - ему важна ваша похвала.
Следует объяснить ребенку, что
определенную сумму денег человек получает исключительно за свой труд, а значит,
к ним нужно относиться экономно. Важно понимать, что в 5-7 лет человек уже способен строить многоступенчатые логические
цепочки.
Положите перед ним игрушку, пять
яблок, пачку макарон и пачку сахара. Дайте ему определенную сумму (можно
использовать деньги из игры «Монополия»). Скажите, что эта сумма все, что у
него есть, и он может потратить ее либо на одну игрушку, либо на все
предложенные продукты питания. Предложите выбрать.
Превратите свой рассказ в игру.
Например, можно устроить дома магазин, расставив разнородные товары на полку
(игрушки, конфеты, бакалею) и разыграть роль продавца. Пусть ребенок попытается
сделать грамотный выбор, имея ограниченное количество средств.
Объясните, что не всегда обязательно
выбирать между едой или игрушками. Если у тебя есть деньги на то и другое -
отлично. Но упомяните и о том, что ситуация может измениться, поэтому важно не
тратить все деньги, которые имеешь, а откладывать часть на будущее.
Ходите за покупками вместе с
ребенком. Объясните ему, что на покупки у вас есть, скажем, тысяча рублей.
Наберите продуктов на эту сумму и покажите наглядно, что и сколько стоит, что
взяли, а что не стали брать, поскольку эти продукты не являются необходимыми.
Чаще всего с необходимостью
самостоятельной покупки тех или иных товаров дети впервые сталкиваются в первом
классе, когда приходится покупать еду в школьной столовой или продукты в
магазине рядом с домом.
Младшим школьникам стоит выдавать
деньги ежедневно или раз в два-три дня. Чтобы научить планировать траты и
сформировать полезные привычки, давайте карманные деньги строго в оговоренный
период. Будьте последовательны: одна и та же сумма должна выдаваться в один и
тот же день. Ребенку важно понять, что других денег он в указанный период от
вас не получит. Если ребенок попросит купить какую-то дорогую вещь, то
расскажите, как накопить нужную сумму.
А вот детям постарше (10-14 лет)
лучше выдавать деньги реже - раз в неделю или даже раз в месяц. Для подростков
психологи советуют постепенно добавлять в эту сумму деньги на жизненно важные
вещи - проезд, еду, одежду. Это научит их длительному планированию.
Если сумма карманных денег
меняется, надо объяснить почему. Скажем, ребенок повзрослел, у него появились
новые увлечения, изменились запросы, и мы считаем, что сумма должна быть
увеличена. Эти моменты обязательно нужно проговаривать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий