вторник, 10 января 2023 г.

Финансовая грамотность важна не только для взрослых, но и для детей

 

  

             Ценность и значение денег дети постигают постепенно. Они с малых лет наблюдают за поведением родителей и слушают их разговоры. Но лучше не пускать подобные вещи на самотек, а попытаться объяснить ребенку важность бережного отношения к деньгам. Эти знания не только помогут ему в будущем, но и упростят ваши взаимоотношения в настоящий момент.                 Получив отказ на просьбу купить игрушку или сладости, малыш перестанет обижаться, а поймет, почему в тот или иной момент вы не готовы удовлетворить его просьбу. Ему будет не так обидно. Вдобавок он начнет прислушиваться к вашим чувствам и проблемам, что стремительно сократит число конфликтных ситуаций между вами.

            Интерес к деньгам появляется у детей около 3-4 лет. В это время в них пробуждается первое желание обладать монетками и бумажками, смысл которых они еще не до конца понимают. Таким малышам можно в упрощенной форме рассказать, что деньги нужны для покупки продуктов и товаров. Этой информации им будет вполне достаточно.
       В 5-7 лет дети готовы воспринимать уже более сложные конструкции, они могут контролировать свое поведение и обдумывать свои желания. 
          Начните с наводящих вопросов: спросите ребенка о том, что, по его мнению, собой представляют деньги и зачем они нужны. Конечно, скорее всего он ответит «чтобы покупать игрушки, одежду, сладости или еще что-то». Согласитесь с ребенком - ему важна ваша похвала.
Следует объяснить ребенку, что определенную сумму денег человек получает исключительно за свой труд, а значит, к ним нужно относиться экономно. Важно понимать, что в 5-7 лет человек уже способен строить многоступенчатые логические цепочки.
        Положите перед ним игрушку, пять яблок, пачку макарон и пачку сахара. Дайте ему определенную сумму (можно использовать деньги из игры «Монополия»). Скажите, что эта сумма все, что у него есть, и он может потратить ее либо на одну игрушку, либо на все предложенные продукты питания. Предложите выбрать.
        Превратите свой рассказ в игру. Например, можно устроить дома магазин, расставив разнородные товары на полку (игрушки, конфеты, бакалею) и разыграть роль продавца. Пусть ребенок попытается сделать грамотный выбор, имея ограниченное количество средств.
            Объясните, что не всегда обязательно выбирать между едой или игрушками. Если у тебя есть деньги на то и другое - отлично. Но упомяните и о том, что ситуация может измениться, поэтому важно не тратить все деньги, которые имеешь, а откладывать часть на будущее.
          Ходите за покупками вместе с ребенком. Объясните ему, что на покупки у вас есть, скажем, тысяча рублей. Наберите продуктов на эту сумму и покажите наглядно, что и сколько стоит, что взяли, а что не стали брать, поскольку эти продукты не являются необходимыми.
        Чаще всего с необходимостью самостоятельной покупки тех или иных товаров дети впервые сталкиваются в первом классе, когда приходится покупать еду в школьной столовой или продукты в магазине рядом с домом. 
Младшим школьникам стоит выдавать деньги ежедневно или раз в два-три дня. Чтобы научить планировать траты и сформировать полезные привычки, давайте карманные деньги строго в оговоренный период. Будьте последовательны: одна и та же сумма должна выдаваться в один и тот же день. Ребенку важно понять, что других денег он в указанный период от вас не получит. Если ребенок попросит купить какую-то дорогую вещь, то расскажите, как накопить нужную сумму.
             А вот детям постарше (10-14 лет) лучше выдавать деньги реже - раз в неделю или даже раз в месяц. Для подростков психологи советуют постепенно добавлять в эту сумму деньги на жизненно важные вещи - проезд, еду, одежду. Это научит их длительному планированию.
       
Если сумма карманных денег меняется, надо объяснить почему. Скажем, ребенок повзрослел, у него появились новые увлечения, изменились запросы, и мы считаем, что сумма должна быть увеличена. Эти моменты обязательно нужно проговаривать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий