Тревожностью называют повышенную
склонность к волнению, беспокойству, переживанию эмоционального дискомфорта.
Тревожность может быть вызвана предчувствием и ожиданием опасности или
неприятных переживаний. При этом даже, когда все вокруг благополучно и хорошо,
тревожный ребенок может фоново испытывать ощущение надвигающейся беды (страх
перед неизвестным).
Тревожность различают личностную и
ситуативную. То есть тревога оправдана в умеренном количестве при определенных
стрессовых ситуациях, она даже полезна в таком случае, так как мобилизует
человека, дает возможность избежать опасности либо эффективнее решить задачу. В
остальное время человек может чувствовать себя абсолютно нормально и не ощущать
никаких проблем.
Тревожность личностная сопровождает
человека, практически, в любых жизненных обстоятельствах, даже если они
объективно благополучные. То есть такая тревожность превращается в устойчивую
черту личности, оказывая влияние на все жизненные сферы, а также на мотивацию,
взаимодействие с окружением и самооценку. Человека не покидает ощущение
напряжения и неявной угрозы, ну, а любые взаимодействия с окружающим миром им
воспринимаются как потенциальная опасность, дискомфорт и напряжение.
Тревожной, как правило, личность
становится в далеком детстве. Следовательно, родителям особенно важно
своевременно выявить у своего ребенка первые признаки формирующейся личностной
тревожности:
·
Частые случаи проявление беспокойства;
·
Сложности с концентрацией внимания;
·
Повышенный тонус лицевых и шейных мышц;
·
Напряженный взгляд;
·
Нарушения сна;
·
Неусидчивость, выраженная скованность, раздражительность;
·
Низкий уровень работоспособности;
·
Проблемы с аппетитом (перемены в пищевом поведении);
·
Зажатость, неуверенность, чрезмерное смущение (к примеру, смущение даже при
хорошо знакомых людях).
·
Болезненная реакция на критику;
·
Тихий голос;
·
Склонность винить себя самого;
·
Соматические расстройства организма: головные боли, боли в животе, спазмы в
дыхательных путях, сниженный тонус мышц ног и т.д.;
·
Критика окружающих.
Окружающий мир для тревожного ребенка –
враждебный и пугающий, ребенок все время ощущает себя подавленным, с
настороженностью относится к окружающим, а также с большим трудом налаживает
новые контакты либо вовсе избегает. Он ищет защиту и поддержку в значимом
близком, часто показывает свою несамостоятельность и беспомощность для
привлечения его внимания и получения чувства защищенности. В дальнейшем это
может перерасти в несамостоятельность, заниженную самооценку, желанию занять
позицию жертвы и стремлению перекладывать ответственность.
Психологи считают, что
причина тревожности кроется в присутствии у ребенка внутриличностного
конфликта.
Среди основных причин появления данного
конфликта и формирования тревожности перечисляют:
·
Отсутствие чувства защищенности;
·
Повышенная эмоциональность родителей;
·
Тревожность родителей;
·
Эмоциональное дистанцирование и отвержение со стороны взрослых;
·
Противоречивые предъявляемые родителями требования;
·
Эмоционально неблагоприятный фон в семье;
·
Противоречивые требования между семьей и детским садиком / школой;
·
Неадекватные предъявляемые требования, чаще всего завышенные. К примеру,
родителями неоднократно повторяется ребенку, что ему обязательно нужно быть
отличником, они не хотят и не могут смириться, что их дочка или сын в школе
получает не только «5-ки» и не является в классе лучшим.;
·
Негативными требованиями, унижающими ребенка и ставящими его в зависимое
положение. К примеру, преподаватель говорит ребенку: «Если ты мне расскажешь,
кто в мое отсутствие вел себя плохо, я не расскажу твоим родителям, что ты
участвовал в драке.
·
Непоследовательность в воспитании;
·
Постоянное приведение других в пример и сравнение;
·
Попустительский или авторитарно-жесткий метод воспитания;
·
Материальные сложности в семье;
·
Родительское стремление соответствовать нормам определенных критериев и
социального благополучия (гиперориентация на внешнюю "картинку"
вместо содержания).
Безусловно, работа с тревожными детьми
сопряжена с некоторыми сложностями и, обычно, занимает довольно длительный
период. Специалисты советуют вести работу с тревожным ребенком в следующих
направлениях:
1. Повышение самооценки.
2. Прививание ребенку
навыков по управлению собой в конкретных ситуациях, наиболее волнующих его.
3. Снятие мышечного
напряжения.
Многие специалисты в данной области
говорят об особой эффективности в работе с подобными детьми применения методик
арт-терапии (от рисования до сказкотерапии) с включением элементов
телесно-ориентированной терапии. Совмещение данных методик дает возможность
прорабатывать и эмоциональное, и физическое напряжение, прививать навыки
регуляции физического и эмоционального состояния.
Рекомендации для родителей тревожного
ребенка
1. Старайтесь больше
общаться с ребенком, рассуждайте и больше объясняйте ему;
2. Следует избегать фраз
типа "когда вырастешь, поймешь". Помните, знания появляются не от
возраста, их дает взаимодействие с окружающим миром, и, конечно, в первую
очередь от общения с родителями! Ребенок сам не научится «плохому», «хорошему»
или «как надо», значение привычных взрослым многих понятий им не ясны, не стоит
лениться их объяснять, ведь от непонимания рождается тревога;
3. Говорите с ребенком о
своих чувствах и эмоциях;
4. Старайтесь чаще
напоминать ребенку о своей безусловной и безграничной любви к нему – говорите
об этом, демонстрируйте это, но не "душите" ребенка этим чувством.
Ведь оно у него не должно вызывать смущения либо ощущения, что вы готовы на
себя взять и всю ответственность;
5. Не нужно предъявлять к
ребенку высоких требований, так как то, чего вы ожидаете не должно портить его
самооценку и будить сомнения в своих силах;
6. Избегайте унижающих
достоинство слов;
7. Непременно отмечайте
успехи ребенка, делитесь ими с остальными членами семьи;
8. Постарайтесь свести к
минимуму количество замечаний;
9. Не нужно насильно
заставлять ребенка извиняться за проступки. Здесь не допустимы механические
действия «по шаблону», следует попросить его объяснить причину произошедшего и
деликатно объяснить, что вы, в связи с этим, чувствуете сами и почему;
10. Не стоит пугать его
невыполнимыми наказаниями;
11. Почаще используйте
тактильный контакт, объятия - они позволяют снижать и эмоциональное, и мышечное
напряжение;
12. Помните, что обоим
родителям необходимо быть последовательными и единодушными в вопросах
воспитания;
13. Аккуратно и
ненавязчиво интересуйтесь всем, что случается в жизни вашего ребенка;
14. Тревожный ребенок,
обычно, скрытен, осторожно выясняйте причины его тревог и страхов;
15. Совместно с малышом
выполняйте упражнения для релаксации. Маленькому ребенку сложно понять - что
означает расслабиться. Предложите ему представить какое-то приятное место, к
примеру летнюю дачу, рассказывайте друг другу о возникающих ощущениях - как
здорово там, как приятно светит солнышко, летают бабочки, поют птички и т.п.
Данное упражнение особенно эффективно отходом ко сну;
16. Сведите, по
возможности, к минимуму число стрессовых ситуаций. Однако не перестарайтесь,
ведь ребенок должен получать навыки преодоления трудностей - сначала с вашей
помощью, далее самостоятельно;
17. Если избежать серьезного
стресса нет возможности, подготовьте ребенка заранее к данной ситуации;
18. Предлагайте свою
помощь ребенку, но не нужно делать за него;
19. Делитесь с ребенком
вашими детскими воспоминаниями, включая страхи, рассказывайте также об
актуальных волнениях и проблемах;
20. Обращайте внимание
ребенка на разницу в его достижениях, сравнивайте успехи прошлые с настоящими,
отмечайте его усердие и старания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий