вторник, 5 декабря 2023 г.

Детская тревожность. Как избежать последствий?

     Тревожность ребенка – это одна из наиболее частых проблем, с которыми родители идут на консультацию к детскому психологу.

    Тревожностью называют повышенную склонность к волнению, беспокойству, переживанию эмоционального дискомфорта. Тревожность может быть вызвана предчувствием и ожиданием опасности или неприятных переживаний. При этом даже, когда все вокруг благополучно и хорошо, тревожный ребенок может фоново испытывать ощущение надвигающейся беды (страх перед неизвестным).

    Тревожность различают личностную и ситуативную. То есть тревога оправдана в умеренном количестве при определенных стрессовых ситуациях, она даже полезна в таком случае, так как мобилизует человека, дает возможность избежать опасности либо эффективнее решить задачу. В остальное время человек может чувствовать себя абсолютно нормально и не ощущать никаких проблем.

    Тревожность личностная сопровождает человека, практически, в любых жизненных обстоятельствах, даже если они объективно благополучные. То есть такая тревожность превращается в устойчивую черту личности, оказывая влияние на все жизненные сферы, а также на мотивацию, взаимодействие с окружением и самооценку. Человека не покидает ощущение напряжения и неявной угрозы, ну, а любые взаимодействия с окружающим миром им воспринимаются как потенциальная опасность, дискомфорт и напряжение.

    Тревожной, как правило, личность становится в далеком детстве. Следовательно, родителям особенно важно своевременно выявить у своего ребенка первые признаки формирующейся личностной тревожности:

·             Частые случаи проявление беспокойства;

·             Сложности с концентрацией внимания;

·             Повышенный тонус лицевых и шейных мышц;

·             Напряженный взгляд;

·             Нарушения сна;

·             Неусидчивость, выраженная скованность, раздражительность;

·             Низкий уровень работоспособности;

·             Проблемы с аппетитом (перемены в пищевом поведении);

·             Зажатость, неуверенность, чрезмерное смущение (к примеру, смущение даже при хорошо знакомых людях).

·             Болезненная реакция на критику;

·             Тихий голос;

·             Склонность винить себя самого;

·             Соматические расстройства организма: головные боли, боли в животе, спазмы в дыхательных путях, сниженный тонус мышц ног и т.д.;

·             Критика окружающих.

        Окружающий мир для тревожного ребенка – враждебный и пугающий, ребенок все время ощущает себя подавленным, с настороженностью относится к окружающим, а также с большим трудом налаживает новые контакты либо вовсе избегает. Он ищет защиту и поддержку в значимом близком, часто показывает свою несамостоятельность и беспомощность для привлечения его внимания и получения чувства защищенности. В дальнейшем это может перерасти в несамостоятельность, заниженную самооценку, желанию занять позицию жертвы и стремлению перекладывать ответственность.

        Психологи  считают, что причина тревожности кроется в присутствии у ребенка внутриличностного конфликта.

Среди основных причин появления данного конфликта и формирования тревожности перечисляют:

·             Отсутствие чувства защищенности;

·             Повышенная эмоциональность родителей;

·             Тревожность родителей;

·             Эмоциональное дистанцирование и отвержение со стороны взрослых;

·             Противоречивые предъявляемые родителями требования;

·             Эмоционально неблагоприятный фон в семье;

·             Противоречивые требования между семьей и детским садиком / школой;

·             Неадекватные предъявляемые требования, чаще всего завышенные. К примеру, родителями неоднократно повторяется ребенку, что ему обязательно нужно быть отличником, они не хотят и не могут смириться, что их дочка или сын в школе получает не только «5-ки» и не является в классе лучшим.;

·           Негативными требованиями, унижающими ребенка и ставящими его в зависимое положение. К примеру, преподаватель говорит ребенку: «Если ты мне расскажешь, кто в мое отсутствие вел себя плохо, я не расскажу твоим родителям, что ты участвовал в драке.

·             Непоследовательность в воспитании;

·             Постоянное приведение других в пример и сравнение;

·             Попустительский или авторитарно-жесткий метод воспитания;

·             Материальные сложности в семье;

·             Родительское стремление соответствовать нормам определенных критериев и социального благополучия (гиперориентация на внешнюю "картинку" вместо содержания).

        Безусловно, работа с тревожными детьми сопряжена с некоторыми сложностями и, обычно, занимает довольно длительный период. Специалисты советуют вести работу с тревожным ребенком в следующих направлениях:

1.           Повышение самооценки.

2.           Прививание ребенку навыков по управлению собой в конкретных ситуациях, наиболее волнующих его.

3.           Снятие мышечного напряжения.

        Многие специалисты в данной области говорят об особой эффективности в работе с подобными детьми применения методик арт-терапии (от рисования до сказкотерапии) с включением элементов телесно-ориентированной терапии. Совмещение данных методик дает возможность прорабатывать и эмоциональное, и физическое напряжение, прививать навыки регуляции физического и эмоционального состояния.

Рекомендации для родителей тревожного ребенка

1.           Старайтесь больше общаться с ребенком, рассуждайте и больше объясняйте ему;

2.           Следует избегать фраз типа "когда вырастешь, поймешь". Помните, знания появляются не от возраста, их дает взаимодействие с окружающим миром, и, конечно, в первую очередь от общения с родителями! Ребенок сам не научится «плохому», «хорошему» или «как надо», значение привычных взрослым многих понятий им не ясны, не стоит лениться их объяснять, ведь от непонимания рождается тревога;

3.           Говорите с ребенком о своих чувствах и эмоциях;

4.           Старайтесь чаще напоминать ребенку о своей безусловной и безграничной любви к нему – говорите об этом, демонстрируйте это, но не "душите" ребенка этим чувством. Ведь оно у него не должно вызывать смущения либо ощущения, что вы готовы на себя взять и всю ответственность;

5.           Не нужно предъявлять к ребенку высоких требований, так как то, чего вы ожидаете не должно портить его самооценку и будить сомнения в своих силах;

6.           Избегайте унижающих достоинство слов;

7.           Непременно отмечайте успехи ребенка, делитесь ими с остальными членами семьи;

8.           Постарайтесь свести к минимуму количество замечаний;

9.           Не нужно насильно заставлять ребенка извиняться за проступки. Здесь не допустимы механические действия «по шаблону», следует попросить его объяснить причину произошедшего и деликатно объяснить, что вы, в связи с этим, чувствуете сами и почему;

10.        Не стоит пугать его невыполнимыми наказаниями;

11.        Почаще используйте тактильный контакт, объятия - они позволяют снижать и эмоциональное, и мышечное напряжение;

12.       Помните, что обоим родителям необходимо быть последовательными и единодушными в вопросах воспитания;

13.       Аккуратно и ненавязчиво интересуйтесь всем, что случается в жизни вашего ребенка;

14.       Тревожный ребенок, обычно, скрытен, осторожно выясняйте причины его тревог и страхов;

15.       Совместно с малышом выполняйте упражнения для релаксации. Маленькому ребенку сложно понять - что означает расслабиться. Предложите ему представить какое-то приятное место, к примеру летнюю дачу, рассказывайте друг другу о возникающих ощущениях - как здорово там, как приятно светит солнышко, летают бабочки, поют птички и т.п. Данное упражнение особенно эффективно отходом ко сну;

16.       Сведите, по возможности, к минимуму число стрессовых ситуаций. Однако не перестарайтесь, ведь ребенок должен получать навыки преодоления трудностей - сначала с вашей помощью, далее самостоятельно;

17.       Если избежать серьезного стресса нет возможности, подготовьте ребенка заранее к данной ситуации;

18.       Предлагайте свою помощь ребенку, но не нужно делать за него;

19.       Делитесь с ребенком вашими детскими воспоминаниями, включая страхи, рассказывайте также об актуальных волнениях и проблемах;

20.       Обращайте внимание ребенка на разницу в его достижениях, сравнивайте успехи прошлые с настоящими, отмечайте его усердие и старания.

 


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий