Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок был
особенным – обладал незаурядными умственными способностями, с легкостью
усваивал школьную программу, свободно говорил на нескольких иностранных языках
и вызывал всеобщий восторг виртуозной игрой на фортепиано или скрипке. Талант –
это дар, который важно вовремя обнаружить и развить. Правда, одаренность не
всегда бывает в радость.
Одаренные
дети – это дети, которые отличаются от своих сверстников более высоким уровнем
умственного развития, обладают феноменальными интеллектуальными или творческими
способностями.
Степень одаренности, ее качественное своеобразие, определяются
и природными задатками, которые малыш получил в наследство от родителей, и
социокультурной средой, в которой он растет, и его деятельностью – игровой,
учебной, трудовой. Причем важны не только те знания и умения, которые уже есть
у ребенка в багаже, но и его потенциальные возможности.
С самого раннего возраста
одаренные дети отличаются от своих ровесников. Эта непохожесть проявляется во
всех сферах:
·
Развитая
речь. Навыками говорения, чтения, письма одаренные малыши овладевают
раньше, чем их сверстники. Многие увлеченно читают энциклопедии, их лексикон, впечатляет
и помогает говорить по-взрослому, четко излагая свои мысли.
· Хорошая
память. Ребенок с легкостью запоминает стихи, песенки, интересные факты,
накапливает большие объемы информации, активно ей пользуется.
·
Высокая
концентрация внимания. Маленький гений может подолгу заниматься
каким-то одним делом, воспринимать сложную информацию.
·
Гибкое
подвижное мышление. ребенок способен генерировать огромное количество идей, находить
нестандартные пути решения задачи, выстраивать ассоциативные связи.
· Познавательный
интерес. Одаренные дети, независимо от пола, возраста, характера и
темперамента, стремятся открыть для себя что-то новое, докопаться до сути
·
Перфекционизм. Одаренные малыши очень
требовательно относятся к себе, к тому, что делают, переживают, если все
складывается не так, как они планировали, боятся совершить ошибку.
·
Лидерские качества. Доминируют в
играх, совместных делах, межличностных отношениях. Они чувствуют уверенность в
себе, проявляют инициативу в общении, легко находят общий язык и с детьми, и со
взрослыми.
·
Социальная
автономность. Неординарные маленькие личности стремятся отстаивать свою точку
зрения, поступать по-своему.
· Соревновательность. Одаренные дети
стремятся превзойти своих сверстников, подтвердить свои исключительные
способности и возможности, укрепить уверенность в своих силах.
·
Повышенная электрическая и
биохимическая активность мозга.
·
Высокий энергетический
потенциал.
·
Продолжительность сна
меньше, чем у обычных детей их возраста.
·
Не очень хорошо развита
тонкая моторика: решать математические задачки ребенку намного проще, чем
что-то вырезать, клеить.
· У детей до 8 лет может
быть нестабильное зрение – им бывает трудно менять фокус с близкого расстояния
на дальнее.
·
Одаренные дети очень
активны, постоянно чем-то заняты.
·
Они могут одновременно
искать ответ сразу на несколько непростых вопросов, даже если решение им пока
не по зубам.
·
Они способны занимать сами
себя – им не нужен партнер в исследованиях и поисках.
·
«Авторский»
стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают
определенные стратегии действий.
·
Свой
тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее
обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и
умения.
· Одержимость. Юные гении могут
настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют
интерес к чему-то другому.
·
Проблемы в общении. У одаренных
детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, поэтому
найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим
удовольствием общается со взрослыми, но
быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции,
уходу в себя.
·
Повышенная потребность во внимании
взрослых. Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают
множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на
себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на
ступеньку ниже в интеллектуальном развитии. Все это не может не вызывать
негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами.
· Протестное поведение. Если взрослые
постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять
его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает
агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания
окружающих, вызывающе себя ведет.
· Моторика не успевает за мышлением. У одаренного
ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных
процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем
пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв,
неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться
писать.
· Нелюбовь
к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на
среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно
учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно
слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу
ходить?
Первооткрывателями таланта, как
правило, бывают самые близкие. Что же делать родителям, которые вдруг поняли,
что у них в руках – маленькое сокровище:
1.
Обращаться
за помощью к специалистам –
психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу
развития.
2.
Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить
способности малыша, познакомить его с единомышленниками.
3.
Не оказывать давления, не
заставлять, не требовать моментального успеха. Малыш с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и
мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут
закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни.
4.
Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным –
интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным.
5.
Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками
– слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах.
Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня,
которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей.
6.
Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к
себе, самокритичны. Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы
подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи
посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки.
7. Хвалить, но дозированно. Чтобы уверенность в собственном превосходстве не
обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему
хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности.
Несмотря
на свою самостоятельность и стремление к независимости, одаренный ребенок
нуждается в поддержке взрослых – и родителей, и учителей, и старших товарищей.
Незаурядные способности необходимо развивать, «удобрять», направлять в
правильное русло. При этом родителям юного дарования важно любить своего
ребенка таким, какой он есть. Даже если с возрастом маленький гений растеряет
свою незаурядность и превратится в обычного человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий