пятница, 6 октября 2023 г.

Одаренные дети и их особенности

      В сегодняшней статье мы рассмотрим такую тему, как детская одаренность.

       Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок был особенным – обладал незаурядными умственными способностями, с легкостью усваивал школьную программу, свободно говорил на нескольких иностранных языках и вызывал всеобщий восторг виртуозной игрой на фортепиано или скрипке. Талант – это дар, который важно вовремя обнаружить и развить. Правда, одаренность не всегда бывает в радость.

    Одаренные дети – это дети, которые отличаются от своих сверстников более высоким уровнем умственного развития, обладают феноменальными интеллектуальными или творческими способностями.

     Степень одаренности, ее качественное своеобразие, определяются и природными задатками, которые малыш получил в наследство от родителей, и социокультурной средой, в которой он растет, и его деятельностью – игровой, учебной, трудовой. Причем важны не только те знания и умения, которые уже есть у ребенка в багаже, но и его потенциальные возможности.

     С самого раннего возраста одаренные дети отличаются от своих ровесников. Эта непохожесть проявляется во всех сферах:

Познавательная сфера

·             Развитая речь. Навыками говорения, чтения, письма одаренные малыши овладевают раньше, чем их сверстники. Многие увлеченно читают энциклопедии, их лексикон, впечатляет и помогает говорить по-взрослому, четко излагая свои мысли.

·      Хорошая память. Ребенок с легкостью запоминает стихи, песенки, интересные факты, накапливает большие объемы информации, активно ей пользуется. 

·          Высокая концентрация внимания. Маленький гений может подолгу заниматься каким-то одним делом, воспринимать сложную информацию. 

·             Гибкое подвижное мышление.  ребенок способен генерировать огромное количество идей, находить нестандартные пути решения задачи, выстраивать ассоциативные связи. 

·       Познавательный интерес. Одаренные дети, независимо от пола, возраста, характера и темперамента, стремятся открыть для себя что-то новое, докопаться до сути

Сфера личностного развития

·          Перфекционизм. Одаренные малыши очень требовательно относятся к себе, к тому, что делают, переживают, если все складывается не так, как они планировали, боятся совершить ошибку. 

·               Лидерские качества. Доминируют в играх, совместных делах, межличностных отношениях. Они чувствуют уверенность в себе, проявляют инициативу в общении, легко находят общий язык и с детьми, и со взрослыми. 

·               Социальная автономность. Неординарные маленькие личности стремятся отстаивать свою точку зрения, поступать по-своему.

·                 Соревновательность. Одаренные дети стремятся превзойти своих сверстников, подтвердить свои исключительные способности и возможности, укрепить уверенность в своих силах.

Физические особенности

·               Повышенная электрическая и биохимическая активность мозга. 

·               Высокий энергетический потенциал. 

·                Продолжительность сна меньше, чем у обычных детей их возраста. 

·               Не очень хорошо развита тонкая моторика: решать математические задачки ребенку намного проще, чем что-то вырезать, клеить.

·              У детей до 8 лет может быть нестабильное зрение – им бывает трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

Особенности поведения

·                     Одаренные дети очень активны, постоянно чем-то заняты. 

·                     Они могут одновременно искать ответ сразу на несколько непростых вопросов, даже если решение им пока не по зубам. 

·                     Они способны занимать сами себя – им не нужен партнер в исследованиях и поисках.

Проблемы одаренных детей
            Одаренные дети не вписываются в общепринятые шаблоны. Им тесно в рамках обычной детсадовской или школьной программы. Но этим проблемы не ограничиваются. 

·         «Авторский» стиль. Одаренные дети предпочитают все делать по-своему, выбирают определенные стратегии действий. 

·                 Свой тип обучаемости. Кто-то легко и быстро усваивает новое, кому-то удобнее обучаться в замедленном темпе, но по-своему структурировать знания и умения. 

·                  Одержимость. Юные гении могут настолько увлечься какой-то деятельностью или школьной дисциплиной, что теряют интерес к чему-то другому. 

·             Проблемы в общении. У одаренных детей иные интересы: им нравятся сложные игры, нестандартные решения, поэтому найти единомышленников среди ровесников получается не всегда. Ребенок с большим удовольствием общается  со взрослыми, но быть лидером во взрослой компании не может. Это приводит к его самоизоляции, уходу в себя.

·             Повышенная потребность во внимании взрослых. Талантливые малыши – страстные исследователи, которые задают множество вопросов и перетягивают внимание взрослых – родителей, учителей – на себя. Бывает, они пренебрежительно относятся к детям, которые находятся на ступеньку ниже в интеллектуальном развитии. Все это не может не вызывать негативных эмоций и портит отношения с другими ребятами. 

·      Протестное поведение. Если взрослые постоянно сдерживают гиперактивного и любознательного умника, пытаются подавлять его тягу к открытиям, мешают проявлять лидерские качества, он начинает агрессивно защищаться: бурно реагирует на действия, оценки, высказывания окружающих, вызывающе себя ведет. 

·            Моторика не успевает за мышлением. У одаренного ребенка гибкое, подвижное, оригинальное мышление, высокая скорость мыслительных процессов. Моторика не успевает за мыслями: думают такие дети быстрее, чем пишут. Результат получается далеким от совершенства – каракули вместо букв, неопрятные тетрадки. Недовольный собой, ребенок может просто отказаться писать. 

·       Нелюбовь к школе. Школьная программа стандартизирована и рассчитана на среднестатистических учеников. Юным дарованиям становится скучно и неинтересно учиться – все, что объясняют на уроке, они уже знают, а значит, внимательно слушать педагога и выполнять его задания не обязательно. И зачем тогда в школу ходить?

Воспитание и развитие способностей маленьких гениев

   Одаренность – это особенность психики, благодаря которой человек может достичь феноменальных результатов по сравнению с другими людьми. Важно эту исключительность обнаружить и помочь ребенку ее развить. 

      Первооткрывателями таланта, как правило, бывают самые близкие. Что же делать родителям, которые вдруг поняли, что у них в руках – маленькое сокровище:

1.          Обращаться за помощью к специалистам – психологу, тьютору, которые помогут подобрать оптимальную программу развития. 

2.       Пробовать разное. Занятия в секциях и кружках помогут развить способности малыша, познакомить его с единомышленниками. 

3.        Не оказывать давления, не заставлять, не требовать моментального успеха. Малыш с абсолютным слухом может ненавидеть музыку и мечтать о карьере хоккеиста. Завышенные требования и ожидания родителей могут закончиться синдромом отличника и неудачами в личной жизни. 

4.        Не зацикливаться на чем-то одном. Развитие должно быть гармоничным – интеллектуальным, физическим, эмоциональным и социальным. 

5.                  Найти друзей по интересам. Вундеркиндам бывает нелегко дружить со сверстниками – слишком велика разница в интеллектуальном развитии, увлечениях, приоритетах. Важно, чтобы у юного гения была возможность общаться с ребятами своего уровня, которым были бы близки его интересы, понятен его образ мыслей. 

6.                  Выработать иммунитет от неудач. Юные дарования, как правило, очень требовательны к себе, самокритичны. Любой промах, любую ошибку переживают остро. Чтобы подготовить малыша к подобным «уколам судьбы», стоит ставить перед ними задачи посложнее, которые не получится решить с первой, второй, пятой попытки. 

7.                    Хвалить, но дозированно. Чтобы уверенность в собственном превосходстве не обернулась в какой-то момент против ребенка, не надо бесконечно петь ему хвалебные оды и постоянно акцентировать внимание на его исключительности. 

            Несмотря на свою самостоятельность и стремление к независимости, одаренный ребенок нуждается в поддержке взрослых – и родителей, и учителей, и старших товарищей. Незаурядные способности необходимо развивать, «удобрять», направлять в правильное русло. При этом родителям юного дарования важно любить своего ребенка таким, какой он есть. Даже если с возрастом маленький гений растеряет свою незаурядность и превратится в обычного человека. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий