Ребенок
растет, и его поведение меняется, что очень часто ставит родителей в тупик.
Почему так происходит? Как с ним общаться?
С такой проблемой сталкиваются почти все родители: спокойный и послушный ребенок вдруг превращается в упрямого и трудновоспитуемого. Родители задают себе вопрос: что с ним происходит? Оказывается, всему виной кризисы развития, через которые проходит каждый ребенок. Возрастные кризисы характеризуются общими чертами: дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с родителями.
Развитие ребенка на всех возрастных этапах характеризуется стремлением к самостоятельности. Ребенок на протяжении своего развития ищет ответы на вопросы: «Кто я?» и «Что я могу?». Кризис наступает из-за того, что у ребенка появляются новые стремления и желания, реализовать которые прежними испытанными способами не удается. Таким образом, кризис – это необходимый этап в жизни каждого ребенка, приводящий на новый виток развития.
Задача родителей - помочь ребенку благоприятно преодолеть каждый кризис, и тогда их чадо вырастет самостоятельным и инициативным человеком. Напротив, если подавлять стремления детей к новым открытиям, часто и строго наказывать их и ругать, то во взрослом возрасте им будет сопутствовать неуверенность в себе и чувство вины.
От рождения до юношества ребенок проходит 5 возрастных кризисов. Сегодня мы рассмотри 3 из них, это кризис 3-х лет, кризис 7 лет, и период «бури и натиска» - кризис подросткового возраста.
Кризис 3 лет. У ребенка появляется свое «Я», поэтому он пытается противопоставить себя взрослому человеку. Он не только не выполняет требования родителей, но и стремится все сделать наоборот.
Как
помочь? Прежде всего, контролируйте свои эмоции, не кричите на ребенка в
ответ на его истерики и протесты. Почаще разговаривайте с ребенком. Не давайте
ребенку отрицательных характеристик: жадина, вредина, нахал и т.д. Предлагайте
ему возможность выбора. Например, куда пойти гулять – во двор или в парк.
Разрешайте ему самому делать то, что он уже может делать.
Кризис 7 лет. Он характеризуется возникновением личного сознания и совпадает с поступлением в первый класс. В этот период происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Внешне это может проявляться как кривляние, манерничание, непослушание. С чем это связано? Если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный от родителей индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний.
Как помочь? На этом этапе у ребенка активно формируется самооценка. Цепь неудач в учебе и в общении может негативным образом повлиять на ее развитие. Поэтому в этот период ребенку как никогда необходима психологическая поддержка со стороны родителей. Ребенок должен чувствовать, что его по-прежнему любят, несмотря на школьные трудности. Очень важно хвалить ребенка за все его успехи, пусть даже самые маленькие, ни в коем случае не стыдить его.
Кризис подросткового возраста. Он характеризуется стремлением ребенка ко взрослости с одной стороны, и отсутствием возможности занять взрослую позицию с другой. Подросток протестует против контроля со стороны родителей, требует, чтобы с ним считались, относились к нему, как к взрослому. Он может болезненно воспринимать свою несостоятельность. Употребление спиртных напитков, курение в этом возрасте – это способ казаться взрослым.
Как помочь:
- создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий;
- будьте терпеливы, общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс;
С такой проблемой сталкиваются почти все родители: спокойный и послушный ребенок вдруг превращается в упрямого и трудновоспитуемого. Родители задают себе вопрос: что с ним происходит? Оказывается, всему виной кризисы развития, через которые проходит каждый ребенок. Возрастные кризисы характеризуются общими чертами: дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с родителями.
Развитие ребенка на всех возрастных этапах характеризуется стремлением к самостоятельности. Ребенок на протяжении своего развития ищет ответы на вопросы: «Кто я?» и «Что я могу?». Кризис наступает из-за того, что у ребенка появляются новые стремления и желания, реализовать которые прежними испытанными способами не удается. Таким образом, кризис – это необходимый этап в жизни каждого ребенка, приводящий на новый виток развития.
Задача родителей - помочь ребенку благоприятно преодолеть каждый кризис, и тогда их чадо вырастет самостоятельным и инициативным человеком. Напротив, если подавлять стремления детей к новым открытиям, часто и строго наказывать их и ругать, то во взрослом возрасте им будет сопутствовать неуверенность в себе и чувство вины.
От рождения до юношества ребенок проходит 5 возрастных кризисов. Сегодня мы рассмотри 3 из них, это кризис 3-х лет, кризис 7 лет, и период «бури и натиска» - кризис подросткового возраста.
Кризис 3 лет. У ребенка появляется свое «Я», поэтому он пытается противопоставить себя взрослому человеку. Он не только не выполняет требования родителей, но и стремится все сделать наоборот.
Кризис 7 лет. Он характеризуется возникновением личного сознания и совпадает с поступлением в первый класс. В этот период происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Внешне это может проявляться как кривляние, манерничание, непослушание. С чем это связано? Если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный от родителей индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний.
Как помочь? На этом этапе у ребенка активно формируется самооценка. Цепь неудач в учебе и в общении может негативным образом повлиять на ее развитие. Поэтому в этот период ребенку как никогда необходима психологическая поддержка со стороны родителей. Ребенок должен чувствовать, что его по-прежнему любят, несмотря на школьные трудности. Очень важно хвалить ребенка за все его успехи, пусть даже самые маленькие, ни в коем случае не стыдить его.
Кризис подросткового возраста. Он характеризуется стремлением ребенка ко взрослости с одной стороны, и отсутствием возможности занять взрослую позицию с другой. Подросток протестует против контроля со стороны родителей, требует, чтобы с ним считались, относились к нему, как к взрослому. Он может болезненно воспринимать свою несостоятельность. Употребление спиртных напитков, курение в этом возрасте – это способ казаться взрослым.
Как помочь:
- создайте и поддерживайте с подростком теплые, доверительные отношения. Принимайте подростка таким, какой он есть. Важно, чтобы подросток каждый день получал знаки вашей любви и принятия в виде ласковых поощрительных слов, объятий;
- будьте терпеливы, общаясь с подростком. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений, чаще договаривайтесь, аргументируйте свое мнение, идите на компромисс;
- дайте возможность подростку
почувствовать себя полноправным членом семьи, с мнением которого считаются;
- уважайте личное пространство подростка: стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате так, как ему удобно.
Помните, что кризис – это временное явление. Причина острого кризиса может крыться в несоответствии родительских отношений и требований с желаниями и возможностями ребенка. Тон приказа и назидания в этом возрасте мало эффективен. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.
- уважайте личное пространство подростка: стучите, входя в его комнату, не заглядывайте в его дневники, предоставьте возможность подростку самому контролировать порядок в своей комнате так, как ему удобно.
Помните, что кризис – это временное явление. Причина острого кризиса может крыться в несоответствии родительских отношений и требований с желаниями и возможностями ребенка. Тон приказа и назидания в этом возрасте мало эффективен. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий