четверг, 14 марта 2024 г.

Детско-родительский конфликт

 

Детско-родительский конфликт


Что это такое?

Конфликты в детско-родительских отношениях отражают внутренние противоречия развития, в частности между уровнем социальной и умственной компетентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными ориентациями и особенностями социальной ситуации развития – уровнем предъявляемых требований, сложившейся системой общения и взаимодействия в семье.

Типы конфликтов детей с родителями:

- конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

- конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

- конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

- конфликт «отцовского авторитета» (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

         Обычно ребенок на притязание и конфликтные действия родителей отвечают такими реакциями, как:

- реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

- реакция отказа (неподчинение требований родителей);

- реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Причины возникновения конфликтов:

- социальная жизнь и привычки ребенка (выбор друзей проведение досуга, внешний вид, режим дня);

- ответственность (выполнение обязанностей по дому, бережное отношение к личным вещам и семейной собственности, заработок и расходование денег);

- школа (успеваемость, поведение в школе, отношение к учебе и учителям, посещаемость занятий и прогулы, выполнение домашних заданий);

- взаимоотношения в семье (демонстративное неуважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и конфронтации с братьями и сестрами);

- отношение к моральным нормам и социальным предписаниям (в основном их игнорирование – курение, употребление алкоголя и наркотиков, ложь, обман).

Стратегии конструктивного разрешения конфликтов.

1. Гибкий стиль воспитания детей.

2. Отказ родителей от отношения к ребенку как объекту воспитания и манипуляций.

3. Переход от «субъект-объектной» к «субъект-субъектной» парадигме отношений, основанной на самоценности личности, реальном признании прав ребенка.


Задачей воспитания для родителей становится не программирование пути развития ребенка, а создание условий для его собственной ориентации и ответственного, т.е. разумного выбора оптимального пути развития и самореализации.

Предупреди конфликт – выбери варианты собственного поведения.

- усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу над своим ребенком, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

- позиция родителей по отношению к действиям детей должна быть единой;

- не обещайте детям, если не сможете выполнить их просьбу;

- не подчеркивайте недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях, заострите внимание на этом;

- укрепляйте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, правдивость и т.д.);

- не укоряйте ребенка по любому случаю, но и не перехваливайте его.

Комментариев нет:

Отправить комментарий