вторник, 13 февраля 2024 г.

Техники разрешения конфликтных ситуаций

 

Техники разрешения конфликтных ситуаций

 Безусловно, каждый человек в своей жизни сталкивался с конфликтами, а конфликты в детских коллективах очень частое явление, раз так, то остаётся лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу.
        А для этого необходимо знать, что делать с конфликтом, чтобы вместо вреда он принёс пользу.
    Сегодня мы рассмотрим универсальные способы разрешения конфликтных ситуаций, которые можно использовать и в детских коллективах, и при возникновении конфликтов между взрослыми людьми.
     Лукашонок О.Н. и Щуркова Н.Е. описывает «хитрые» способы разрешения конфликтов. 
    Первый и самый простой способ – это использование юмора, то есть беззлобно – насмешливого отношения к чему-нибудь или кому-нибудь. Механизм действия этого способа предельно прост: подняться над ситуацией и увидеть в ней смешной элемент. Но каждый педагог, воспользовавшийся этим методом, должен помнить, что его шутка не должна содержать в себе сарказма или иронии. Это может нанести обиду одному из субъектов конфликта и вместо разрешения только обострит конфликт.
        Второй способ разрешения конфликта заключается в признании достоинств человека. Это может проявляться как  словами, так и при помощи ласковых взглядов, нежных прикосновений. Проявление ласки снимает психологическое напряжение, разряжает атмосферу вокруг конфликтующих. Тем более если эти конфликтующие – дети. Им как никому необходимы подбадривающие слова, слова признания.
       Третий способ разрешения конфликта – это компромисс, то есть соглашение на основе взаимных уступок. Механизм действия этого способа: «чтобы что-то получить, нужно чем-то поступиться». Поэтому необходимо в «школе конфликтов» формировать и развивать в детях умение идти на взаимные уступки.
   Четвёртый способ – третейский суд. Бывают ситуации, когда субъекты конфликта уже не могут прийти к приемлемому для обеих сторон решению конфликта. Тогда можно обратиться к незаинтересованному лицу за помощью в разрешении конфликта. Кстати, учитель, воспитатель чаще всего выступает именно в роли третейского судьи в конфликтах детей.
     Пятый способ – анализ конфликта. Анализ позволяет добраться до истоков конфликта и помогает найти решение ситуации. Важнейшим условием анализа является то, что проводить его следует на нейтральной территории. В ином случае одна из конфликтующих сторон получает преимущество, чувство психологической защищённости.
      Шестой способ – ультиматум. Ультиматум – это предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа (если Вы не…, то я вынужден(а) буду…(санкции). Ультиматум приемлем, если степень напряжения конфликта так высока, что остановить её развитие  хоть на какое-то время помогает только жёсткое требование.
   Другой автор советует применять в конфликтных ситуациях интересный метод: путём совершенно неожиданной реплики переключить внимание противника на его собственную персону.
Ещё один метод урегулирования конфликта заключается в  признании собственных ошибок – самокритике, тем более  что в любом конфликте, как правило, виноваты обе воинствующие стороны. Поэтому следует понять, может быть, вы чем-то обидели своего противника.
     Следующий метод, предлагаемый автором – метод «поглощения стрел». Он предполагает, что оппоненту надо дать возможность «выговориться», выплеснуть эмоции, не отвечая тем же. В конце концов, агрессивность оппонента иссякнет, и можно будет в более спокойном тоне урегулировать возникшее недоразумение.
    Кроме этого существует техника мягкого критического замечания. Здесь предполагается начать критическое замечание с похвалы, затем описать суть ошибки, выяснить причины ошибки и объяснить, что конкретно нужно сделать, чтобы она больше не повторялась. Предварительная похвала очень важна, ибо снимает всякие подозрения в вашей несправедливости и настраивает человека на внимательное отношение к вашей критике. Эта схема критического замечания позволяет указать на ошибку и предупредить её повторение, не обижая человека и настраивая его на улучшение работы.
        Конечно, важно помнить, что выбирать способ разрешения конфликтов нужно очень аккуратно, учитывать все нюансы ситуации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий