среда, 6 ноября 2019 г.

Когда следует обратиться за помощью к логопеду

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и чётко произносить все звуки, связывать между собой слова, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед.
Если Ваш ребенок
 в 3-3,5 года:
ü  молчит, но всё понимает;  
ü  не повторяет за вами слова, или вы совсем не понимаете его речь (при этом искажённое произношение шипящих и звонких согласных (р, л) является нормой в этом возрасте).
ü  не выговаривает 3 и более звуков;
ü  заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к»);
ü  у ребёнка маленький словарный запас (в норме около 1000-1500 слов);
ü  произносит только отдельные слова и не строит фразы;
ü  в речи ребёнка полностью отсутствуют союзы и местоимения;
Часто окружающим ребёнка людям кажется, что он не разговаривает или коверкает язык «из вредности» в этом возрасте. При обследовании речи логопедом может быть выявлена реальная проблема, которая на данный момент мешает ребёнку заговорить, а чуть позже – правильно развиваться и обучаться в школе.
в 4 года:
ü  речь смазанная, нечёткая, невнятная;
ü  не выговаривает пять и более звуков
(к 4 годам завершается формирование свистящих звуков (С,З,Ц);
ü  маленький словарный запас (в норме около 1500 - 2000 слов);
ü  затрудняется согласовывать слова в роде, числе, падеже;
ü  в речи неправильно употребляются формы повелительного наклонения глаголов;
ü  неправильно использует в речи формы единственного и множественного числа имён существительных;
ü  ребёнок не может  или затрудняется поддержать беседу, ответить на простые вопросы взрослого;
ü  речь не развивается – ребёнок разговаривает примерно так же, как и год назад.  

 в 5-6 лет:
ü  нечёткая речь;
ü  есть проблемы со звукопроизношением:
-  к 5 годам у ребёнка должны быть полностью сформированы свистящие (С,З,Ц) и шипящие (Ш,Ж,Ч,Щ) звуки,
-  к 6 годам полностью завершается формирование сонорных звуков(Л,Р);
ü  маленький словарный запас (в норме около 2000 - 4000 слов);
ü  затрудняется согласовывать в предложении имена существительные с числительными;
ü  ребёнок не способен описать своими словами сюжет на картинке, допускает грубые ошибки при построении фразы.

Вам  действительно стоит обратиться к логопеду.

Логопед поможет:
ü  исправить неправильное звукопроизношение;
ü  развить фонематические процессы;
ü  сформировать лексико-грамматический строй речи;
ü  обогатить словарный запас;
ü  развить связную речь;
ü  подготовить ребёнка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтения.
Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, работа логопеда также связывается с развитием у детей психических процессов, а именно: внимания, памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия, общей и мелкой моторики.
Предлагаю вашему вниманию тест, благодаря которому вы можете самостоятельно определить, нужно ли обращаться  за помощью к логопеду.
Прочтите данные утверждения. Поставьте напротив утверждения, с которым вы согласны цифру 1, если вы не согласны с утверждением, поставьте 0. 
1.      У членов нашей семьи есть недостатки произношения. 
2.      Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года. 
3.      Ребёнок плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.) 
4.      Наша семья разговаривает на нескольких языках. 
5.      Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чём он говорит. 
6.    У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова (при ответе на этот вопрос учитывайте возраст ребёнка, например, к 2 годам произношение "маина" (машина), "апипед" (велосипед) считается нормой). 
7.      Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону. 
8.      Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы. 
9.  Наш ребёнок старше 3 лет, но он допускает грамматические ошибки (Например: «длинные ухи», «много стулов», «моя яблоко»). 
10.  Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки (необходимо помнить про возрастные особенности развития речи). 
11.  Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать! (с 2,5 лет) 
12. Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш ребёнок (речь смазана, невнятна, непонятна). 
13.  Наш ребёнок заикается.  Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль. 

Общее количество баллов: 
Если вы набрали:
 
от 0 до 4 баллов – у вас нет сильных причин для беспокойства; 
от 5 до 9 баллов – рекомендую записаться на консультацию к логопеду; 
от 10 баллов и больше – необходимо обратиться за помощью к логопеду. 

Уважаемые родители, пожалуйста, помните, что успех исправления нарушений речи во многом зависит от срока начала коррекционной логопедической работы. Чем раньше будет выявлена проблема в речевом развитии ребёнка, тем эффективнее будет помощь специалиста. Результат коррекции нарушений речи напрямую связан с тем, насколько регулярно умения, полученные ребёнком на занятиях с учителем-логопедом, закрепляются дома с родителями в ходе игр и общения.
Подготовила: учитель-логопед Кружаева Т.А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий