Детско-родительский конфликт
Что
это такое?
Конфликты в детско-родительских отношениях отражают
внутренние противоречия развития, в частности между уровнем социальной и
умственной компетентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными
ориентациями и особенностями социальной ситуации развития – уровнем
предъявляемых требований, сложившейся системой общения и взаимодействия в
семье.
Типы
конфликтов детей с родителями:
- конфликт
неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки
ребенка);
- конфликт сверхзаботы
(излишняя опека и сверхожидания);
- конфликт неуважения
прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
- конфликт «отцовского
авторитета» (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).
Обычно ребенок на притязание и конфликтные действия
родителей отвечают такими реакциями,
как:
- реакция оппозиции
(демонстративные действия негативного характера);
- реакция отказа
(неподчинение требований родителей);
- реакция изоляции
(стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации
и действий).
Причины
возникновения конфликтов:
- социальная жизнь и
привычки ребенка (выбор друзей проведение досуга, внешний вид, режим дня);
- ответственность
(выполнение обязанностей по дому, бережное отношение к личным вещам и семейной
собственности, заработок и расходование денег);
- школа (успеваемость,
поведение в школе, отношение к учебе и учителям, посещаемость занятий и прогулы,
выполнение домашних заданий);
- взаимоотношения в
семье (демонстративное неуважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и
конфронтации с братьями и сестрами);
- отношение к моральным
нормам и социальным предписаниям (в основном их игнорирование – курение,
употребление алкоголя и наркотиков, ложь, обман).
Стратегии
конструктивного разрешения конфликтов.
1. Гибкий стиль
воспитания детей.
2. Отказ родителей от
отношения к ребенку как объекту воспитания и манипуляций.
3. Переход от
«субъект-объектной» к «субъект-субъектной» парадигме отношений, основанной на
самоценности личности, реальном признании прав ребенка.
Задачей воспитания для родителей становится не
программирование пути развития ребенка, а создание условий для его собственной
ориентации и ответственного, т.е. разумного выбора оптимального пути развития и
самореализации.
Предупреди
конфликт – выбери варианты собственного поведения.
- усилие в разрешении
конфликта направляйте не на победу над своим ребенком, а на совместное
разрешение создавшейся ситуации;
- позиция родителей по
отношению к действиям детей должна быть единой;
- не обещайте детям,
если не сможете выполнить их просьбу;
- не подчеркивайте
недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях,
заострите внимание на этом;
- укрепляйте нити,
сближающие вас с детьми (доверие, искренность, правдивость и т.д.);
- не укоряйте ребенка
по любому случаю, но и не перехваливайте его.
Комментариев нет:
Отправить комментарий