Готовность к школе -
это не только обучение чтению и счёту, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это
функциональное развитие ребёнка,
которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.
Дошкольный возраст является благоприятным
периодом для формирования многих способностей и качеств.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко
вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания,
задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот,
невнятная речь ребёнка затрудняет
его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
К
чему приводит недостаточный уровень речевой готовности?
Школьники с несформированной звуковой
стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и
смешивают звуки, сходные по звучанию или произношению (шипящие — свистящие; звонкие — глухие; твёрдые — мягкие; р — л).
Дети испытывают трудности в восприятии на слух близких по звучанию звуков
(например, б-п, в-ф), не учитывают смысло - различительного
значения этих звуков в словах (бочка — почка).
Дети испытывают большие трудности
при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим
предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным,
у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов
(ребёнок стойко путает похожие по произношению звуки и начинает заменять их и
на письме).
Соответственно грамматическое
оформление устных высказываний имеет в большом количестве специфические ошибки;
характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения
в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному
письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных
орфографических и синтаксических ошибок.
Основная
задача родителей — вовремя обратить внимание на
различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения
в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата логопедическая
работа с ребёнком, тем лучше её результат.
Дети
6-7 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своём личном
опыте, причём делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им
творческие задания.
v «Вспомни
случай»
Выберите
с ребёнком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например,
как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на
вокзале, отмечали день рождения…
По
очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как
можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к
сказанному.
v «Говорим
по-разному»
Попробуйте
один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень
быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех
словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение
прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится,
попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
v «Бюро
путешествий»
Каждый
день вы с ребёнком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский
сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы
отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде
транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы
встретите по дороге, какие достопримечательности увидите…
Путешествуя,
делитесь впечатлениями.
v «Чем
закончилось?»
Одним
из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните
вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте
«вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но
попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдёт дальше в мультфильме и чём
он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Подготовила: учитель-логопед Кружаева Т.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий