Каждый ребёнок в повседневной жизни, общаясь со всеми,
говорит очень много. Но, когда ему предлагают: - «Расскажи, что интересного ты
увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности.
Ребёнок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев,
основное действие, время и место происходящего события, не может чётко
сформулировать вопрос и ответить на него самостоятельно. Именно поэтому
взрослый начинает задавать ребёнку наводящие вопросы.
К 5-6
годам ребёнок должен уметь полно и последовательно излагать свои мысли,
свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события.
Основные условия
развития ребёнка, которые необходимо
решать в семье:
ü
Формировать интерес ребёнка к художественной
литературе.
Необходимо научить ребёнка слушать. Это достигается не
призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребёнку литературы,
неспешным выразительным чтением взрослого.
Не надо торопиться в погоне за внешними эффектами (мой ребёнок
уже знает буквы, уже читает и пишет). Очень часто такая торопливость
оборачивается впоследствии трагедией не только для самого ребёнка, но и для
родителей и учителей. Это связано с тем, что речевое и языковое развитие ребёнка
должно плавно и педагогически целенаправленно протекать в рамках возрастных
возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Полученные в детском саду навыки по составлению связных
текстов необходимо закреплять в семье:
а) составление рассказов по семейным фотографиям (рост
малыша, летний отдых и т.п.);
б) рассказы по сериям картинок (от 3-х и более);
в) работа с книгой (перед прочтением новой книги вначале,
рассмотрите её вместе с ребёнком затем, спросите, о чём эта книга, кто главные
герои и уже после прочтения обсудите рассказ с ребёнком).
ü
Формировать интерес ребёнка к
театрализованной деятельности.
Для того чтобы произошло развитие детей, необходимо
поддерживать интерес к театрализованной деятельности, рассказывать родным и
близким о сценических «достижениях» малыша, предлагать в домашних условиях
порадовать окружающих своими достижениями.
Уважаемые
родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребёнок
пришёл в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему
вступление в школьную жизнь. И вовсе не обязательно устраивать для это школу на
дому. Просто чаще играйте с ребёнком в развивающие речь, мышление и фантазию
игры. Ведь игра – основной вид деятельности детей. В игре часто сложное
становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите
игру сами.
Учитывая большую загруженность родителей ежедневными
домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаю игры на развитие
различных речевых навыков:
v
Игра
«Угадай,
что у меня в сумке».
Ребёнок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в
сумке. Съедобное или нет? Это фрукт? Это овощ? Это белое? Красное? Это твёрдое?
Это круглое? Большое? Вкусное? Т.е. вопросы задаются по величине, по форме, по
вкусу, по цвету предмета (можно назвать по материалу, из которого изготовлен
какой-либо предмет).
v
Игра «Где мы были, вам не скажем, а что
делали, покажем».
Надо имитировать действие каких-то работ. Например, чистка
картошки, сбор яблок.
v
Игра «Так бывает или нет?»
Дети должны заметить верное и неверное, потом сказать «Так
бывает» или «Так не бывает» — доказать, что бывает и что не бывает.
Например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами
вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ребёнок должен
отметить: «Так не бывает. Летом снега нет».
Другой вариант: «Наступила зима. Выпало много снега. Ребята
оделись и вышли играть в снежки». Ответ ребёнка «Так бывает. Зимой можно играть
в снежки».
v
Игра «Угадай, что это».
Выбираете любой предмет (можно в картинке) начинаете
описывать этот предмет. Ребёнок должен догадаться, о каком предмете вы
говорите. «Оно несъедобное, интересное, бывает с картинками и без картинок».
Оно небольшое, твёрдое, делается из бумаги. Имеет автора». «Другой предмет –
съедобный, жёлтый, овальный, кислый…».
v
Игра «Скажи наоборот».
Если я скажу широкая, вы скажете – узкая; если скажу
жадный, вы скажите щедрый; грустный – веселый; доверчивый – подозрительный; бодрый
– сонный; грубый – вежливый; пасмурный – ясный; сладкий – горький; здоровый –
больной; небрежный – аккуратный; гладкий
– шершавый.
v
Игра «Угощаю».
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок
называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему «так до тех пор,
пока все не съедите». Можно поиграть в «сладкие», «солёные», «горькие»,
«кислые» слова.
v
Игра «Добавлялки».
Подбирать подходящие
слова.
Например: я знаю
точно адрес наш, и свой подъезд, и свой… (этаж)
-
Важно
по морю плывет трёхэтажный… (теплоход)
-
Мама
вяжет длинный шарф, потому что сын… (жираф)
-
Или:
Ра-ра-ра – начинается… (игра)
Ир-ир-ир
– мой папа… (командир)
Очень полезно отгадывать загадки. И причём не, просто
отгадывать, но ещё и уметь обосновывать отгадки вопросом: «Как ты догадался?».
И, конечно, не забывайте про мелкую моторику. Руки и пальцы
также помогают говорить. Пусть как можно больше вырезают, штрихуют,
раскрашивают, пришивают пуговицы, собирают мозаику, пазлы. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание и связная речь.
Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так
что, всё в ваших руках.
Желаю вам удачи!
Подготовила: учитель-логопед Кружаева Т.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий