Умение последовательно и связно,
грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о
событиях из окружающего мира имеет важное значение для дальнейшего обучения
ребёнка в школе, формирования его личностных качеств, а также общения с
взрослыми и сверстниками. Для этого
ребенку необходим определенный запас слов. Обогащение словаря ребёнка и устранение
ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения
несложные и поэтому вы, уважаемые родители, можете заниматься с ребёнком самостоятельно
без какой-либо помощи логопеда.
Для уточнения имеющегося словаря и
его обогащения можно использовать следующие упражнения и игры:
Упражнения с
существительными
v «Назови игрушки(картинки) одним
словом».
1 вариант.
Родитель ставит 2-4 игрушки по определенному признаку и спрашивает ребёнка, как
их можно назвать одним словом («Транспорт», «Животные»);
2 вариант.Назови
одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины);
v «Назови по-разному».
Родитель
показывает игрушечного медведя и предлагает назвать по-разному эту игрушку (мишка,
мишенька, мишутка, медвежонок и т.д.);
v «Что
бывает круглым?»
Родитель
задаёт ребёнку вопросы, обращая внимание на окружающие дома предметы или показывает картинки, о чём можно сказать,
используя слова:
-круглая
(тарелка, сковородка);
-
круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч);
-
круглое (зеркало, колесо);
-красная
(косынка), красное (знамя), красный (флаг);
-узкое
(окно), узкая (лента)?
Упражнения
с глаголами
v «Что делает?»
Родитель
спрашивает у ребенка:
-
«Что умеет делать кошка?» (Лакать молоко, лазить по деревьям, царапаться,
мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться);
- «Что делает ветер?» (Воет, дует, шумит,
сбивает с ног, поёт, несёт);
- «А что умеет делать ветерок?» (Ласкает,
напевает, веет, шумит, дует);
- «Что делает щенок?» (Спит, играет, ест,
лает, ласкается);
- «Что умеет делать щенок?» (Спать,
играть, есть, ласкаться);
- «Что любит делать щенок?»(Бегать,
играть, грызть кость, гоняться за кошкой, ласкаться);
- «Что делает щенок, когда его берут на
руки?» (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит);
-
«Что делает ручеёк?» (журчит, поет, звенит, говорит, бежит, течет);
v Кто что делает?
Взрослый рассказывает
детям, что есть очень много профессий.
Взрослый.
Что делает врач?
Ребёнок.
Врач лечит. (делает операции, смотрит горло, выезжает на «скорой помощи» и т. д.)
Расскажи, кто мама
(папа) по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребёнка, а затем, если
нужно, поправьте его.
В таких упражнениях вы закрепляете в речи детей
глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных, людей. Каждый
ребёнок осознаёт их по-своему, подбирая наиболее точные слова и получая
удовольствие от удачно найденного слова.По возможности подкрепляйте каждое
задание интересными картинками.
Упражнения с
прилагательными
v «Назови
какой?»
Родитель,
гуляя или играя с ребенком на улице спрашивает у него
-
солнышко какое?(ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое,
весеннее, доброе, ласковое, горячее);
-
небо какое? (синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).
-
какой осенью лист на дереве? (жёлтый, коричневый, золотистый, увядающий,
опадающий);
-
море какое? (бурное, спокойное, синее, весёлое, шумное);
Упражнения с наречиями
v «Скажи
«как?»
Родитель задаёт ребёнку вопросы,
показывая при необходимостикартинки:
-
«Как мчится волк за своей добычей?» (быстро, стремительно);
-
«Как передвигается черепаха?» (медленно, спокойно, плавно);
-
«Как падают снежинки?» (бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно,
красиво);
-«Как
мы встречаем новогодний праздник?» (радостно, шумно, весело);
v «Скажи наоборот»
Мама произносит фразу
с эпитетом, ребёнок повторяет её, называя антоним эпитета.
Мама. Я вижу высокий дом.
Ребёнок.
Я вижу низкий дом.
Мама. У меня острый нож.
Ребёнок.
У меня тупой нож.
Упражнение на подбор
родственных слов
v «Назови
родственное слово»
-
кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты);
-
солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)».
-
клички для лисы, чтобы было понятно, что она пушистая?» (Пушистик, Пушинка);
-
пух (пуховик, пуховый);
-
снег (снеговик, подснежник, снежный, снежок);
Упражнение на подбор
сравнений
v «На
что похоже?»
-
«На что похоже солнышко?» (яблоко, мяч, шар, апельсин, одуванчик, тарелочку,
колобок);
-
«На что похож ёжик?» (шарик, мяч, клубок,щётку);
-
«На что похож ручеёк?» (ленту, змейку, речку);
v Что в мешочке?
В мешочек сложить
разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.).
Ребёнок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь
определить и назвать то, что он ощупывает.
Ребёнок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это
мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о
стену или бросить на пол.
v Что из чего сделано?
Взрослый (говорит ребёнку). В нашей комнате много предметов, все
они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать,
из чего он сделан, например, стол из чего сделан?
Взрослый.
Какой стол, если он сделан из дерева?
Ребёнок.
Деревянный.
Взрослый.Ваза
из стекла?
Ребёнок.
Стеклянная
Взрослый.
Ключи из стали?
Ребёнок.
Стальные.
v Кто (что) лишний?
- корова, лошадь, белка,
собака, ворона, заяц;
- медведь, волк,
кошка, лиса, олень;
- береза, дуб, тополь,
осина, малина;
- смородина, клубника,
вишня, помидор, крыжовник;
- огурец, картофель,
арбуз, морковь, лук;
- сапоги, диван, стол,
кресло, шкаф;
- панама, шляпа,
шапка, кепка, сланцы;
Ребёнок исправляет
ошибки.
v Придумай предложения
Взрослый называет
предложение, а ребёнок должен придумать ещё несколько, сочетающихся с данным.
Взрослый. «Солнце греет»
Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».
Подготовила: учитель-логопед Кружаева Т.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий